ДЦП МКБ 10: классификация церебрального паралича

Формы ДЦП

ДЦП МКБ 10: классификация церебрального паралича

На территории России часто применяется классификация детского церебрального паралича по К. А. Семеновой (1973). В настоящее время, по МКБ-10 используется следующая классификация:

Спастическая тетраплегия

(При большей выраженности двигательных расстройств в руках может использоваться уточняющий термин «двусторонняя гемиплегия»)

Одна из самых тяжелых форм ДЦП, являющаяся следствием аномалий развития головного мозга, внутриутробных инфекций и перинатальной гипоксии с диффузным повреждением полушарий головного мозга.

У недоношенных основной причиной при перинатальной гипоксии является селективный некроз нейронов и перивентрикулярная лейкомаляция; у доношенных — селективный или диффузный некроз нейронов и парасагиттальное поражение мозга при внутриутробной хронической гипоксии.

Клинически диагностируется спастическая квадриплегия (квадрипарез; более подходящий термин, по сравнению с тетраплегией, так как заметные нарушения выявляются примерно одинаково во всех четырёх конечностях), псевдобульбарный синдром, нарушения зрения, когнитивные и речевые нарушения.

У 50 % детей наблюдаются эпилептические приступы. Для данной формы характерно раннее формирование контрактур, деформаций туловища и конечностей.

Почти в половине случаев двигательные расстройства сопровождаются патологией черепных нервов: косоглазием, атрофией зрительных нервов, нарушениями слуха, псевдобульбарными расстройствами. Довольно часто у детей отмечают микроцефалию, которая, разумеется, носит вторичный характер. Тяжёлый двигательный дефект рук и отсутствие мотивации исключают самообслуживание и простую трудовую деятельность.

Спастическая диплегия

 («Тетрапарез со спастикой в ногах», по Michaelis)

Наиболее распространённая разновидность церебрального паралича (3/4 всех спастических форм), известная ранее также под названием «болезнь Литтла». Нарушается функция мышц с обеих сторон, причём в большей степени ног, чем рук и лица. Для спастической диплегии характерно раннее формирование контрактур, деформаций позвоночника и суставов.

Преимущественно диагностируется у детей, родившихся недоношенными (последствия внутрижелудочковых кровоизлияний, перивентрикулярной лейкомаляции, других факторов). При этом, в отличии от спастической квадриплегии, больше поражены задние и, реже, средние отделы белого вещества.

При этой форме, как правило, наблюдается тетраплегия (тетрапарез), с мышечной спастикой заметно преобладающей в ногах. Наиболее распространённые проявления — задержка психического и речевого развития, наличие элементов псевдобульбарного синдрома, дизартрия и т. п.

Часто встречается патология черепных нервов: сходящееся косоглазие, атрофия зрительных нервов, нарушение слуха, нарушение речи в виде задержки её развития, умеренное снижение интеллекта, в том числе вызванное влиянием на ребёнка окружающей среды (оскорбления, сегрегация). Прогноз двигательных возможностей менее благоприятен, чем при гемипарезе.

Эта форма наиболее благоприятна в отношении возможностей социальной адаптации. Степень социальной адаптации может достигать уровня здоровых при нормальном умственном развитии и хорошем функционировании рук.

Гемиплегическая форма

Характеризуется односторонним спастическим гемипарезом. Рука, как правило, страдает больше, чем нога.

Причиной у недоношенных детей является перивентрикулярный (околожелудочковый) геморрагический инфаркт (чаще односторонний), и врождённая церебральная аномалия (например, шизэнцефалия), ишемический инфаркт или внутримозговое кровоизлияние в одном из полушарий (чаще в бассейне левой средней мозговой артерии) у доношенных детей. Дети с гемипарезами овладевают возрастными навыками позже, чем здоровые. Поэтому уровень социальной адаптации, как правило, определяется не степенью двигательного дефекта, а интеллектуальными возможностями ребёнка. Клинически характеризуется развитием спастического гемипареза (походка по типу Вернике-Манна, но без циркумдукции ноги), задержкой психического и речевого развития. Иногда проявляется монопарезом. При этой форме нередко случаются фокальные эпилептические приступы.

Дискинетическая форма

(используется и термин «гиперкинетическая форма»)

Одной из самых частых причин данной формы является перенесенная гемолитическая болезнь новорождённых, которая сопровождалась развитием «ядерной» желтухи. Также причиной является status marmoratus базальных ганглиев у доношенных детей.

При этой форме, как правило, повреждаются структуры экстрапирамидной системы и слухового анализатора. В клинической картине характерно наличие гиперкинезов: атетоз, хореоатетоз, торсийная дистония (у детей на первых месяцах жизни — дистонические атаки), дизартрия, глазодвигательные нарушения, снижение слуха.

Характеризуется непроизвольными движениями (гиперкинезами), повышением мышечного тонуса, одновременно с которыми могут быть параличи и парезы. Речевые нарушения наблюдаются чаще в форме гиперкинетической дизартрии. Интеллект развивается в основном удовлетворительно.

Отсутствует правильная установка туловища и конечностей. У большинства детей отмечается сохранение интеллектуальных функций, что прогностично благоприятно в отношении социальной адаптации, обучения.

Дети с хорошим интеллектом заканчивают школу, средние специальные и высшие учебные заведения, адаптируются к определённой трудовой деятельности. Выделяются атетоидный и дистонический (с развитием хореи, торсионных спазмов) варианты данной формы ДЦП.

Атаксическая форма

(раннее использовался и термин «атонически-астатическая форма»)

Характеризуется низким тонусом мышц, атаксией и высокими сухожильными и периостальными рефлексами. Нередки речевые расстройства в форме мозжечковой или псевдобульбарной дизартрии.

Наблюдается при преобладающем повреждении мозжечка, лобно-мосто-мозжечкового пути и, вероятно, лобных долей вследствие родовой травмы, гипоксически-ишемического фактора или врождённой аномалии развития.

Клинически характеризуется классическим симптомокомплексом (мышечная гипотония, атаксия) и различными симптомами мозжечковой асинергии (дисметрия, интенционный тремор, дизартрия).

При этой форме ДЦП подчёркивается умеренная задержка развития интеллекта, а в ряде случаев имеет место олигофрения в степени глубокой дебильности или имбецильности. Более половины случаев диагностированной данной формы являются нераспознанные ранние наследственные атаксии.

Смешанные формы

Несмотря на возможность диффузного повреждения всех двигательных систем головного мозга (пирамидной, экстрапирамидной и мозжечковой), вышеупомянутые клинические симптомокомплексы позволяют в подавляющем большинстве случаев диагностировать конкретную форму ДЦП.

Последнее положение важно в составлении реабилитационной карты больного.

Часто сочетание спастической и дискинетической (при сочетанном выраженном поражении экстрапирамидной системы) форм, отмечается и наличие гемиплегии на фоне спастической диплегии (при асимметричных кистозных очагах в белом веществе головного мозга, как последствие перивентрикулярной лейкомаляции у недоношенных).

Неуточнённая форма

Источник: http://lecheniedcp.ru/pochemu_bolnym_dcp_nuzhno_delat_ele

Детский церебральный паралич (формы заболевания)

ДЦП МКБ 10: классификация церебрального паралича

Детский церебральный паралич (формы заболевания).

Детский церебральный паралич (ДЦП) – сложное заболевание центральной нервной системы вследствие ее поражения, возникшего в период беременности, либо аномалии ее развития, основным клиническим признаком которого являются двигательные расстройства, проявляющиеся нарушением поддержания позы и собственно движений – произвольной моторики. Двигательные нарушения при ДЦП часто сочетаются с нарушениями системы анализаторов (зрительного, слухового, мышечного чувства), речевыми, психическими расстройствами, а в ряде случаев сопровождаются эпилептическим синдромом с нарушениями личности и поведения.

Многочисленными исследованиями доказано, что повреждающее действие на центральную нервную систему плода способны оказывать более 400 факторов, вызывая поражения различной степени тяжести. У 30% пациентов факторы риска не идентифицируются.

В России наиболее часто используется клиническая классификация К.А. Семеновой, по которой выделяются следующие формы ДЦП:

1) Спастическая диплегия. 2) Гемипаретическая форма. 3) Атонически-астатическая форма. 4)   Гиперкинетическая форма. 5) Двойная гемиплегия.

Согласно Международной классификации МКБ-10 выделяют:

G 80.0 – Cпастический церебральный паралич (соответствует двойной гемиплегии, согласно клинической классификацииК.А.Семеновой).

G 80.1 – Спастическая диплегия.

G 80.2 – Детская гемиплегия.

G80.3 – Дискинетический церебральный паралич (соответствует гиперкинетической форме).

G 80.4 – Атаксический церебральный паралич (соответствует атонически-астатической форме).

G 80.8 – Другой вид детского церебрального паралича.

G 80.9 – Детский церебральный паралич неуточненный.

Наиболее распространенной формой ДЦП является спастическая диплегия. Для спастической диплегии характерны двигательные нарушения верхних и нижних конечностей, причем больше поражаются ноги. Степень вовлечения в патологический процесс рук может быть различной: от легкой моторной неловкости при целенаправленных движениях до более тяжелых нарушений.

В клинической картине наблюдается изменение мышечного тонуса по спастическому типу, высокие сухожильные рефлексы в сочетании с патологическими кистевыми и стопными знаками. Больные могут передвигаться самостоятельно спастико-паретической походкой или использовать при ходьбе приспособления: трости, ходунки, костыли и т.д.

С ростом ребенка при выраженной спастичности в мышечных волокнах происходят необратимые изменения в виде фиброзного перерождения, снижается или утрачивается способность к сокращению, постепенно наступает атрофия.

При спастической диплегии у больных достаточно рано образуются патологические мышечные синергии, которые приводят к формированию патологической установке и деформации суставов верхних и нижних конечностей. В тканях суставов происходят фиброзные изменения.

Двигательная активность значительно снижается, формируются стойкие деформации и контрактуры, нарушается постуральный баланс. Отмечается влияние нередуцированных рефлексов – лабиринтного тонического и шейно-тонического, что вызывает нарушение походки и патологический стереотип.

Двигательные нарушения могут сочетаться с задержкой психического развития и речевыми расстройствами в виде дизартрии различной степени тяжести. У детей наблюдаются быстрая утомляемость, низкая работоспособность, медлительность, заторможенность.

Отмечается достаточный объем механической памяти при снижении кратковременной, удовлетворительное развитие вербального мышления при недостаточности наглядно-действенного и выявляются нарушения пространственного восприятия. Дети с трудом осваивают схему тела и направление движения. Недоразвитие зрительно-пространственных функций вызывает сложности в освоении письма, счета. У части больных имеется симптоматическая эпилепсия. Прогностически эта форма заболевания благоприятна в плане преодоления речевых и психических нарушений. Большинство больных может получить специальность и работать.

Гемиплегическая форма составляет 16,3% больных и характеризуется вовлечением односторонних верхней и нижней конечностей с большим поражением руки. Эта форма связана с очаговым поражением, чаще всего вследствие родовой травмы, или асфиксии у доношенных детей.

В клинической картине отмечается повышение мышечного тонуса, расширение сухожильных и наличие патологических рефлексов на стороне поражения. Значительно нарушена хватательная функция.

Характерно развитие контрактур локтевого, лучезапястного, коленного и голеностопного суставов, деформация стоп, укорочения и гипотрофии пораженных конечностей. Сенсорные нарушения на вовлеченной стороне являются общими.

У 50% больных при гемипаретической форме отмечается судорожный синдром. Степень социальной адаптации высокая и определяется интеллектуальными и поведенческими нарушениями.

Распространенность гиперкинетической формы составляет 3,3% . При этой форме поражаются базальные ганглии.

Этиологическими факторами наиболее часто являются билирубиновая энцефалопатия в результате гемолитической болезни новорожденных на фоне резус- или АВО-несовместимости крови матери и плода, коньюгационная желтуха новорожденных, кровоизлияние в область хвостатого тела, а также гипоксически-ишемические нарушения. В клинической картине наблюдаются гиперкинезы мышц рук, шеи, туловища, мимической мускулатуры лица, языка в виде хореи, атетоза, торсионной дистонии, которые хорошо видны после 2 лет жизни. Мышечный тонус спастичен, может быть дистоничен, реже выявляется гипотония. Сухожильные рефлексы высокие с расширением рефлексогенных зон, вызывается патологический рефлекс Бабинского, резко выражены все тонические рефлексы. Данная форма практически не осложняется контрактурами и деформациями, в связи с отсутствием формирования патологических двигательных синергий. Характерно нарушение речи по типу гиперкинетической дизартрии разной степени тяжести. Грубые изменения интеллекта наблюдаются редко. Для оценки прогноза социальной адаптации решающее значение имеет степень выраженности гиперкинезов и нарушение речи.

Атонически-астатическая форма составляет 9,2% случаев детским церебральным параличом. Характеризуется динамической и статической атаксией, гиперметрией, интенционным тремором рук, и на фоне мышечной гипотониии – повышением сухожильных и периостальных рефлексов.

Дети с атонически-астатической формой поздно начинают вставать, ходить. Походка у них неустойчивая, шаткая; движения неловкие, некоординированные. Речь нарушена по типу мозжечковой, а иногда смешанной дизартрии. Часто у больных выявляются гиперкинезы по типу хореоатетоза.

При локализации патологического процесса в области мозжечка прогноз более благоприятный.

Двойная гемиплегия является наиболее тяжелой формой и составляет 1,9% всех случаев детским церебральным параличом. Клинические проявления связаны с гипоксией и кистозной дегенерацией головного мозга. Двигательные нарушения характеризуются поражением рук и ног, с преобладанием поражения рук.

В неврологическом статусе наблюдается резкое нарушение мышечного тонуса по спастическому типу, сухожильные рефлексы очень повышены с расширением рефлексогенных зон, клонусами. У больных не развиваются цепные установочные рефлексы, резко повышены лабиринтный и шейный тонические рефлексы.

Произвольная моторика не развита, ребенок не может самостоятельно сидеть, ходить, стоять, имеются множественные контрактуры суставов и деформации конечностей. Отмечается псевдобульбарный паралич, проявляющийся парезом мускулатуры дна полости рта, языка, глотки, слюнотечение. У большинства детей имеют место нарушения речи.

Для многих детей этой группы характерна умственная отсталость.

Источник: http://rrcdetstvo.ru/patsientam/cerebral-palsy-cases.php

Церебральный паралич у детей

ДЦП МКБ 10: классификация церебрального паралича

Ребенок учится держать головку, самостоятельно сидеть и ходить позже, чем нужно. Рефлексы, которые должны исчезнуть к 6-8 месяцам, сохраняются дольше.

Иногда к 1,5 годам одна рука работает лучше, потому что другая половина тела слабее. Мышцы бывают и расслабленными и чересчур напряженными, из-за этого у конечностей неестественное состояние.

Движения слишком резкие или медленные, часто неконтролируемые.

Также выделяют следующие признаки развития детского церебрального паралича у ребенка:

  • деформация скелета;
  • асимметричность конечностей;
  • умственная отсталость — у 30-50%;
  • нарушение слуха;
  • проблемы с речью;
  • нарушенное проглатывание;
  • неконтролируемое слюнотечение;
  • судороги — в 30% случаев;
  • близорукость или косоглазие — у 70%;
  • неконтролируемые мочеиспускание и испражнения.

Факторы развития ДЦП

К причинам появления заболевания относятся:

  • преждевременные или сложные роды
  • гипоксия или асфиксия;
  • инфекции при беременности;
  • наличие близнеца;
  • врожденные аномалии спинного или головного мозга;
  • нарушенное мозговое кровообращение;
  • хронические болезни, гипо- и авитаминоз у матери;
  • курение и употребление алкогольных напитков матерью;
  • резус-конфликт.

Часто присутствует несколько факторов риска. Назвать конкретную причину возможно не во всех случаях.

Стадии церебрального паралича у детей

Выделяют следующие ступени развития ДЦП:

  • Ранняя — до 4-5 мес.
  • Начальная резидуальная — с 6 мес. до 3 лет.
  • Поздняя резидуальная — с 3 лет.

Формы заболевания

Типы церебрального паралича у детей классифицируют по МКБ-10. Синдром относится к VI классу — заболевания нервной системы. Раздел — Церебральный паралич и остальные паралитические синдромы.

Развитие ребенка при детском церебральном параличе

Психоэмоциональные особенности проявляются по-разному: некоторые дети раздражительны, возбудимы, страдают от резкой перемены настроения. Другие же стеснительны, боязливы, с трудом контактируют с людьми.

Ограничение двигательной активности вызывает искривление позвоночника, контрактуру и внутренние патологии. Из-за нарушений речи полноценное общение ограничено или отсутствует.

Родителям нельзя проявлять излишнюю жалость и впечатлительность в воспитании. Нужно чаще хвалить ребенка, побуждать к активным действиям, формировать нормальную самооценку, все это очень важно для нормального развития ребенка.

Родители должны помочь больному социально адаптироваться.

Диагностика

Обращаться к неврологу с подозрением на развитие детского церебрального паралича у ребенка нужно, если:

  • в 1 месяц он не моргает глазами при громком звуке;
  • в 4 месяца не тянется за игрушками и не поворачивается на звук;
  • в 7 месяцев не сидит самостоятельно;
  • в 1 год не произносит слова и действует одной рукой;
  • не ходит или двигается неправильно;
  • испытывает судороги;
  • делает резкие или излишне плавные движения.

Для постановки диагноза невролог изучает историю болезни, беременности и родов, проводит осмотр. Назначают анализы крови, мочи, МРТ. А также ряд исследований для исключения генетических болезней.

Лечение

ДЦП нельзя вылечить полностью, так как поврежденные участки мозга и нервной ткани не восстановить. Но лечение нужно, чтобы упростить ребенку жизнь и социально адаптировать. Требуется комплекс процедур, который включает:

  • прием медикаментов;
  • массаж и ЛФК;
  • физиотерапию;
  • электрорефлексотерапию;
  • иппотерапию и канистерапию;
  • занятия с логопедом;
  • развитие моторики;
  • занятия на тренажерах.

Реабилитационный центр «Сакура»

Мы специализируемся на лечении церебрального паралича у детей. Применяем традиционные методы и прогрессивные техники. Наши цели — возобновление утраченных навыков, развитие новых и адаптация ребенка к условиям жизни.

Наша статистика показывает следующие успехи после курса реабилитации:

  • новые двигательные навыки — у 70% детей;
  • улучшение существующих навыков — у 90%;
  • развитие речи, жевательных навыков и глотательного рефлекса — у 90%;
  • улучшение психоэмоционального состояния — у 90%.

Запись на реабилитационный курс в центре «Сакура» осуществляется за 2 месяца до начала. Перед этим отправьте на наш email rc.sakura.med@mail.ru историю болезни ребенка. После изучения мы вышлем счет с примерным перечнем процедур. В среднем курс составляет 3 недели.

Мы принимаем пациентов из всех регионов страны: Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Челябинска, Новосибирска, Уфы, Казани и других.

Любая форма ДЦП требует комплексного и своевременного лечения. Не откладывайте, обращайтесь в реабилитационный центр «Сакура»!

Источник: https://sakuramed.ru/formi-dcp/cerebralnyi-paralich

ЛекарьТут 24/7
Добавить комментарий