Когда ребенок начинает говорить слово мама: рекомендации родителям

Как научить ребенка говорить: рекомендации для логопедов

Когда ребенок начинает говорить слово мама: рекомендации родителям

25.10.2019

Если вы хотите профессионально работать с неговорящими детьми, пройдите курсы повышения квалификации для логопедов. Программа разработана для специалистов, которые уже получили дефектологическое образование, в том числе на курсах профпереподготовки. Обучение проходит заочно, в онлайн-формате — вам не придется делать перерыв в работе.

Всю необходимую информацию по теме вы получите на курсе. Здесь мы расскажем лишь о нескольких важных моментах.

Как правильно учить ребенка говорить: основные этапы

Отметим сразу: на многих этапах недостаточно работы специалиста. Очень важно, чтобы родители тоже участвовали в процессе — от их поведения будет зависеть эффект занятий. Этот момент нужно обсудить сразу.

Как начинают учить ребенка говорить? Следуют схеме:

  • Сначала нужно выяснить, как ребенок играет и как взаимодействует со сверстниками и со взрослыми. Пытается говорить или «объясняется» только жестами? Общается с другими или замыкается в себе?
  • Если отставание в развитии речи есть, нужно определить, насколько оно серьезное. На этом этапе проводятся обследования, при этом важно заключение не только логопеда, но и других специалистов: педиатра, невролога, дефектолога, сурдолога, психолога и пр. На основании результатов обследований и рекомендаций специалистов логопед составляет план занятий.
  • В большинстве случаев приходится рекомендовать внести изменения в жизнь семьи. Если ребенок большую часть времени проводит за просмотром видеороликов, занятия с логопедом, скорее всего, не принесут быстрого эффекта. Родители должны больше общаться с ребенком, заменить просмотр мультфильмов активными играми, в том числе с игрушками, которые детям нравится «озвучивать» («машинка бип-бип», «паровозик ту-ту»), а также чтением и рассматриванием книг с яркими картинками.
  • Ребенка учат звукоподражанию («мяу-мяу», «гав-гав») и договариванию звуков за взрослыми. Родители используют те же приемы во время игр и прогулок. Также логопед учит ребенка говорить, не забывая, что для правильного произнесения звуков и слов малыша необходимо научить правильно дышать, а также развить у него подвижность языка, переключаемость артикуляционных движений. Для этого специалист использует дыхательные упражнения и артикуляционную гимнастику. Родители могут проводить дополнительные занятия по составленной логопедом схеме.
  • Начинается работа над расширением пассивного словаря, развитием понимания чужой речи. Ребенку показывают яркие иллюстрации или карточки с картинками, называют изображенных на них животных, растения и предметы. Во время разговоров и игр взрослые должны очень четко и понятно произносить слова, чтобы легче было их повторять.
  • Создается потребность в общении. Если ребенок привык «объясняться» жестами или мычанием, родители начинают делать вид, что не понимают его. В семье устанавливается правило: если хочешь о чем-то попросить или что-то рассказать, пользуйся словами. Каждый раз, когда ребенок что-то говорит (пусть и с ошибками), его стоит хвалить — это закрепляет нужное поведение.

Здесь важна последовательность — рано учить ребенка говорить слова, если он не умеет пользоваться речевым аппаратом. Скорость прохождения этапов у каждого ученика своя, поэтому логопеду следует регулярно пересматривать план занятий и корректировать его по мере необходимости.

Как учить ребенка говорить: даем рекомендации родителям

Если родители слишком сильно переживают из-за задержек в развитии речи у ребенка, очень важно их успокоить. Излишняя нервозность, страхи, постоянные попытки заставить сына или дочь заговорить — все это только помешает добиться прогресса.

Чтобы занятия быстрее принесли нужный эффект, посоветуйте родителям:

  • Больше общаться с ребенком. Дети любят копировать взрослых. Если в семье принято мало разговаривать и проводить большую часть времени за экранами гаджетов, дети, скорее всего, будут перенимать такую модель поведения.
  • Не сюсюкать и не коверкать слова. Причина та же, что и в первой рекомендации — дети любят копировать взрослых. Если родители говорят «ляля» вместо «девочка», как ребенок выучит правильное слово? Исключение составляют некоторые длинные слова: например, можно говорить «деда» вместо «дедушка». Сюсюканье лучше исключить полностью, особенно в общении с малышом старше 1-1,5 лет — ребенок начинает коверкать звуки, потому что так делают родители.
  • Использовать развивающие игрушки. В частности, улучшение мелкой моторики хорошо влияет на развитие мозга в целом и речевых функций в частности.
  • Делать артикуляционную гимнастику вместе с ребенком, превращая ее в веселую игру. Можно гримасничать, читать забавные стихотворения («язычок гулять собрался, он умылся, причесался…») — это нравится детям, и они выполняют упражнения с удовольствием.

Как учить ребенка говорить в 1-1,5 года

Коррекция должна быть комплексной: звукоподражание, договаривание звуков, артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения.

Начинают, как правило, с самого легкого — с повторения звуков. Примеры игр:

  • Логопед делает вид, что ловит комара в кулак, подносит к уху ребенка и произносит «з-з-з». После этого он просит малыша тоже «поймать комарика». Затем повторяется та же игра, но уже с жуком и звуком «ж-ж-ж».
  • Ребенку читают стихотворение про коров на лугу и просят помычать.
  • Логопед показывает ребенку часы и просит повторить их звук: «тик-так, тик-так».
  • Малышу показывают картинку с изображением ежика или игрушку и просят пофыркать, как еж: «ф-ф-ф».

Также нужно заниматься с ребенком артикуляционной гимнастикой и дыхательными упражнениями:

  • растянуть губы в улыбке, затем сложить трубочкой и снова улыбнуться;
  • надуть щеки, нажать на них пальцами и плавно спустить воздух;
  • понюхать цветок, очень медленно вдыхая и выдыхая.

Ребенка в год учат говорить и понимать простые слова: дай, мама, папа, да, нет и пр. Его знакомят с названиями бытовых предметов (кружка, ложка, тарелка) и животных (кошка, собака, лиса). Хорошее упражнение — показывать ребенку картинки в книгах или на карточках и спрашивать: «кто это?», «что это?», «что он делает?» и т.д.

Как учить ребенка говорить в 2-3 года

В занятия включают артикуляционную гимнастику и дыхательные упражнения. Например, просят ребенка поцокать, как лошадка, широко открыть рот и провести языком по губам, показать, как кролик грызет морковку, и пр.

Для активизации понимания речи проводят специальные игры, в которых взрослый отдает команду, а ребенок выполняет.

Например, когда ребенок слышит слово «дождик», он должен притвориться, что спрятался в домик, а при слове «солнышко» — начать бегать по комнате.

С помощью таких игр закрепляют знание важных слов (предметы быта, названия частей тела и пр.) Например, логопед читает стихотворение, а ребенок повторяет команды: «Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп…»

Также в занятия с детьми 2-3 лет пора включать упражнения на запуск простых фраз. Например, ребенок отдает команды взрослым или игрушкам, говорит, кого он видит на картинке или фотографии, помогает логопеду рассказать сказку.

От профессионализма логопеда зависит эффект занятий. Времени на эксперименты почти нет, ведь чем старше ребенок, тем сложнее корректировать нарушения в развитии речи. Именно поэтому важно повышать квалификацию, делиться опытом с коллегами, изучать новые методики — от этого зависит будущее детей, с которыми вы работаете.

Другие новости >>

Источник: https://mgaps.ru/news/133

Во сколько дети начинают говорить и как им помочь

Когда ребенок начинает говорить слово мама: рекомендации родителям

Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Всё дело в том, что детская речь возникает гораздо раньше, чем звучит осознанное «мама» или «дай».

Первая форма общения — это плач. Родители знают, что он различается в зависимости от того, что хочет донести ребёнок. Например, пронзительный вопль, скорее всего, означает, что младенцу требуется пища, а кряхтящее хныканье — что пора сменить подгузник.

Звуки, похожие на настоящие слова, появляются в возрасте 4–6 месяцев. К этому времени совершенствуется речевой аппарат и ребёнок начинает экспериментировать, открывая и закрывая рот, вдыхая и выдыхая, двигая языком, меняя форму губ. Так появляется младенческий лепет: «а-ба-ба», «агу» или даже «мама».

Но относиться серьёзно к таким первым словам не стоит: это случайность. Ребёнок ещё не связывает своё «мама», «баба» или «дай» с конкретными людьми или действиями.

Если человек уверяет, что его ребёнок заговорил в 7–9 месяцев, он либо заблуждается, либо выдаёт желаемое за действительное.

Первое осмысленное слово появляется в возрасте между 11 и 12 месяцам. И далее процесс идёт лавинообразно. Уже к году ребёнок обычно знает и произносит не одно, а от 2 до 20 слов: «мама», «папа», «баба», «дай» и порой исковерканные, но тем не менее понятные «ту-ту» (поезд), «бух» (падать) или «ам» (есть).

Собственно, год можно считать той самой границей, после которой возникает уверенная речь. Конечно, дети разные: кто-то начинает болтать в 11 месяцев, а кто-то помалкивает до года с хвостиком (лепет не в счёт).

Но есть важная временная точка. Если ребёнок не произносит ни одного осознанного слова к 15 месяцам, необходимо обязательно проконсультироваться с педиатром.

Возможно, ему придётся пройти дополнительные обследования, например проверить слух или посетить невропатолога.

Как понять, что у ребёнка проблемы с речью

Мама — самый главный эксперт по собственному малышу. Поэтому, если ей кажется, что у ребёнка есть сложности с произношением звуков или реакцией на услышанное, этого уже достаточно для разговора с врачом.

Но помимо «кажется» существуют объективные признаки речевых проблем. Они различаются в зависимости от возраста.

  • 3–4 месяца: ребёнок не лепечет, не экспериментирует со звуками.
  • 5–6 месяцев: не реагирует на неожиданные звуки, не поворачивает голову на зов, не смеётся.
  • 8–9 месяцев: не отзывается на собственное имя, лепет редкий и однообразный.
  • 12 месяцев: не произносит ни одного слова, даже «мама», «дай» или «на».
  • 13–18 месяцев: не показывает простые предметы на картинке или вокруг (например, не понимает вопроса «Где мячик?»), не имеет в лексиконе хотя бы шесть слов к возрасту 18 месяцев и не усваивает новые.

Ещё один тревожный симптом — потеря приобретённых языковых навыков. Например, если к 18 месяцам ребёнок употребляет «нормативные» шесть слов, но вы точно знаете, что всего пару месяцев назад их было больше 20, сообщите педиатру о таком регрессе.

Как помочь ребёнку заговорить

Лучший способ — создать все условия для общения. Вот три наиболее важные вещи, которые должен делать каждый родитель.

1. Разговаривайте

Не надо болтать без перерыва. Просто говорите с ребёнком, когда проводите время вместе.

  • Называйте вещи, которые держите в руках или протягиваете малышу: «Это мячик. А это машинка».
  • Описывайте, что вы делаете: «Сейчас мы надеваем штаны. А теперь — курточку. И отправляемся гулять!»
  • Поясняйте, что происходит вокруг: «У-у-у, какая громкая машина поехала!», «Кар! Это ворона каркает», «А вот у мамы звонит телефон».
  • Задавайте вопросы: «Слышишь, как нас папа зовёт? Побежали к нему!», «Твой зайчик, наверное, устал? Он хочет в кроватку?»
  • Пойте колыбельные.

2. Читайте вслух

Чтение показывает ребёнку, что существует много разных слов, учит составлять предложения, демонстрирует, как развивается действие. Это побуждает его к рассказу собственных историй, например о том, как играют друг с другом куклы, зачем спряталась машинка или почему ему не хочется есть ваш суп.

3. Слушайте

Будьте благодарны за рассказы: проявляйте заинтересованность, слушайте внимательно, смотрите в глаза. Сделайте так, чтобы ребёнок захотел говорить с вами о происходящем вокруг. Это станет для него стимулом использовать больше слов и складывать их в более сложные предложения.

Источник: https://lifehacker.ru/kogda-deti-nachinayut-govorit/

Как научить ребенка рано говорить

Когда ребенок начинает говорить слово мама: рекомендации родителям

  • Рекомендации специалистов
  • 0-1 год
  • 1-3 года
  • мелкая моторика

Ребенок растет, и вы с нетерпением ждете, когда же он начнет говорить. Пускать процесс формирования речи на самотек и просто ждать, когда малыш сам заговорит – не самая лучшая тактика родителей. Ya-roditel.ru расскажет, как научить ребенка рано говорить.

Не упустите драгоценное время

Развивать речь ребенка нужно с самого его рождения. Наверняка каждая мама помогает ему в этом, сама того не подозревая.

Материнское сердце подсказывает, что с ребенком нужно разговаривать, рассказывать о том, что с ним происходит. Носите ребенка по квартире и объясняйте, что он видит.

Конечно, сначала зрение ребенка развито недостаточно, чтобы все видеть, но ему очень важно слышать ваш голос, вашу речь.

В первый год жизни ребенка формируются центры мозга, отвечающие за речь, поэтому эти первые двенадцать месяцев являются фундаментом речевого развития.

В три года речевые области мозга практически полностью сформированы, а значит, завершен благоприятный период в развитии речи ребенка. Именно поэтому важно не упустить время и заниматься речевым развитием малыша.

Часто в развитии ребенка родители опираются на то, что умеет чадо друзей или соседей в этом же возрасте. Это то, чего делать не следует – все дети индивидуальны. Если вы считаете, что есть проблемы в речевом развитии ребенка, лучше обратиться к специалисту. Он поможет развеять сомнения или в раннем возрасте скорректировать развитие речи при ее нарушении.

Этапы формирования речи в раннем возрасте

Формирование речи у ребенка раннего возраста проходит несколько этапов. На каждом из них важна помощь родителей.

Первой ой реакцией ребенка является крик. Его интонации со временем становятся разнообразны.

В возрасте трех-шести месяцев для ребенка характерно так называемое гуление, он с удовольствием протягивает гласные «ааа», «гуу». В это время особенно важно отвечать малышу, побуждать его к общению.

Речь 4-5 месячного ребенка – лепет, это более сложные сочетания звуков. В это время вы можете начинать знакомить ребенка с аудиосказками, включать спокойную музыку, звуки природы.

7-8 месячный малыш начинает понимать речь окружающих и соотносить слова с предметами, которые они обозначают. К году ребенок имеет в своем запасе около десяти слов. Позже он начинает строить простые предложения из двух слов, например, «мама ди» (мама, иди сюда), «кы тель» (включи телевизор). Запас слов растет в геометрической прогрессии.

После полутора лет ребенок начинает использовать в речи нужные падежи, окончания. Ребенку, даже если в его речи достаточно слов, нужны занятия по развитию речи, важно, чтобы они носили систематический характер. Принято считать, что ребенок в два года знает около ста слов, и теперь вы можете скрасить ваш досуг с ребенком играми по развитию речи.

Как родителям помочь ребенку заговорить рано

Говорите с ребенком как можно больше, говорите четко, короткими предложениями. Используйте разные интонации.

Пока малыш маленький, наклоняйтесь над его лицом и проговаривайте слова так, чтобы он видел вашу артикуляцию. Так, например, вытягивание губ в трубочку при произношении звука «у» поможет ему понять, как получить этот звук.

Постарайтесь комментировать и называть все, что вы делаете — он сможет быстрее узнать название предметов и действий.

Давайте ребенку возможность говорить, не превращайте разговор в монолог.

Читайте ребенку сказки, стихи для малышей. Это поможет ему обогатить словарный запас, поскольку малыш слышит новые слова, которые его родителями не употребляются.

Ребенку нужно живое общение. Включенный телевизор или проигрыватель не смогут в полной мере заменить живую, обращенную к ребенку речь.

Рассматривая картинки, не забывайте про глаголы и прилагательные.

Желая, чтобы ребенок быстрее заговорил, родители часто облегчают ему задачу: машину они называют «би-би», кошку «мяу» и так далее. Малыш быстро научится говорить эти слова-звукоподражания, и будет их воспроизводить именно так. Не упрощайте в своей речи названия предметов, правильно называйте их.

Не забывайте хвалить малыша, поощряйте его речевую активность, подталкивая его к новым успехам, поскольку положительные эмоции, поддержка родителей и выражение одобрения способствуют речевому развитию ребенка.

Развитие руки и речь

Отечественные ученые пришли к выводу, что кисть руки является таким же органом речи, как и артикуляционный аппарат. Чтобы стимулировать развитие речи, необходимо с раннего детства проводить массаж каждого пальчика, каждой фаланги.

Специалисты утверждают, что развитием мелкой моторики детей нужно начинать заниматься с двухмесячного возраста. Вы можете делать массаж пальчиков, не применяя силу, это может быть поглаживание, легкое растирание. Продолжительность таких занятий не должна превышать двух-трех минут. Не забудьте, что при этом обязательно нужно разговаривать с малышом, улыбаться ему.

Подросшему ребенку можно предложить собирать пирамиду, лепить из пластилина, рисовать, играть в различные игры (например, «Ладушки», «Сорока-ворона»), перебирать крупы, надевать бусины на нитку и так далее. Присутствие взрослых в это время обязательно.

Можно поиграть с малышом пупырчатым мячиком. Познакомьте его с разными типами поверхностей – гладкими, шершавыми, колючими, мягкими, деревянными.

То, насколько рано начнет говорить ребенок, зависит только от родителей. Он начнет воспроизводить речь только тогда, когда в его пассивном словаре накопится достаточно для этого слов.

Говорите с ребенком четко и понятно, обратите внимание на правильность своей речи.

Если родители не будут разговаривать с малышом, объяснять, что происходит вокруг, как называются окружающие его предметы и каковы их свойства, речь ребенка будет скупа, и процесс ее становления значительно затянется.

Важно не упустить этап раннего формирования речи. Никогда не принижайте способности своего ребенка, даже если вы считаете, что он еще слишком мал и многого не понимает: занятия с малышом в раннем возрасте – залог успешного развития его речи. Будьте уверены, ваши старания окупятся сполна.

Марина Карамашева

Источник: https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/kak-nauchit-rebenka-rano-govorit/

Логопед: Детей с речевой патологией становится все больше

Когда ребенок начинает говорить слово мама: рекомендации родителям

– Скажи: “Рыба”. – “Щука”. Это вовсе не бородатый анекдот, а реальность, с которой рано или поздно сталкиваются все родители, чьи дети учатся правильно произносить звуки и слова.

Гуганье и гуление малыша всегда вызывает умиление у родителей. Потом они начинают считать первые слова: мама, папа, дать, “ди” (то есть иди), нет, ту-ту, би-би… И как приятно, когда на детской площадке среди детских “ааа-иии-ууу”, вдруг раздается громкий голос твоего годовасика: “Мама, ди!”

Минобрнауки предложило оплачивать продленку из бюджета

Следующим номером обязательной программы идут простые стишки про гусей, сороку и ладушки. До сих пор помню, как мы со старшим Ваней, когда ему было чуть больше года, выучили стишок: “Гуси, гуси, га-га-га. Есть хотите? Да-да-да…

” При встрече с родственниками мы непременно рассказывали его на два голоса. И да, я хвасталась и гордилась гениальными успехами своего сына. Младший тоже знает эти стихотворения, но мы уже не хвастаемся.

Вот если бы он “Муху-Цокотуху” мог рассказать…

Доказанный на собственном опыте факт – девочки начинают говорить раньше мальчиков. И когда соседские двухлетние девчушки уже вовсю оперируют сложноподчиненными предложениями, твой двухлетний мальчик только учится говорить “машина” вместо “би-би”, “кошка” вместо “мяу” и “бабушка” вместо “баба”.

И тут начинаются разговоры о том, что все дети разные, что все к школе все равно заговорят и что не надо мучить ребенка, перерастет и заговорит. Когда старшему сыну исполнилось 3 года и он говорил много, но малопонятно, мы тоже встали перед выбором ждать или обращаться к специалисту.

Напуганная разговорами знакомых мам о том, что в поликлинике логопеды рисуют таким детям диагнозы ЗПР (задержка психологического развития) и ЗРР (задержка речевого развития), которые потом повисают на твоем ребенке и мешают ему жить, от похода к участковому логопеду мы отказались.

– Эйнштейн начал говорить только в 5 лет и плохо учился в школе, но это не помешало ему стать гением, – убеждала меня знакомая мама Елена. – Если в остальном ребенок хорошо развивается, общительный, сообразительный и физически развит, то речь придет, и мы все наверстаем.

Она принципиально не следовала рекомендациям врачей, не водила на занятия с логопедом и не давала никаких лекарств, потому что “не позволит ставить опыты на собственном ребенке”.

Правда, потом она жаловалась, что ребенок стал очень нервным из-за того, что не может сказать то, что хочет. А “беспардонные мамы” своими замечаниями: “А что это ваш ребенок не говорит?” уже “просто достали”.

Григорий Ивлев: Музыкальное образование должно быть бесплатным

В итоге мы повели нашего Ваню к частным логопедам по знакомству и просто наугад. Больше полугода мы слышали примерно одно и то же: “Проблемы есть. Ну, вы делайте дома артикуляционную гимнастику, жуйте почаще мясо и морковку. Подрастет и заговорит”. Сначала мы верили и ждали, потом сомневались, но снова ждали…

Пока, наконец, почти в 4 года не попали к логопеду, который нас сразу ошарашил: “Да у вас же мышцы языка неразвиты, ребенок же его ни поднять, ни высунуть не может…” Начались занятия, упражнения, массаж… Спустя полгода Ваня радостно продемонстрировал, что теперь он умеет облизывать губы.

Потом, правда, нам пришлось поменять логопеда, потому что в какой-то момент мой ребенок перестал заниматься, ему стало скучно и неинтересно. Что удивительно, с новым логопедом Ваня занимается по два часа, хотя раньше еле выдерживал 45 минут.

Домашние задания он тоже стал делать более мотивированно, хотя заданий много, и мы с ним занимаемся по часу почти каждый день.

Грамотный специалист – большая редкость, а грамотный специалист, искренне увлеченный своей работой, – редкость вдвойне. И сейчас меня уже не страшат возможные диагнозы, потому что знаю, что проблемы решаемы. Главное успеть их вовремя заметить.

Младший Кирилл тоже уже побывал на консультации у логопеда. В 2 года, конечно, никто не будет ставить диагнозы и делать прогнозы. Но мы получили простую и более чем очевидную рекомендацию, о которой, правда, родителям приходится постоянно напоминать: “Занимайтесь со своим ребенком”.

Кстати

  • в 4 месяца эмоционально не реагирует на жесты взрослых и не улыбается;
  • в 8-9 месяцев нет лепета, появляются трудности с сосанием или жеванием;
  • в 1,5-2,5 года практически не имеет
  • нормальных слов типа “мама”, “топ-топ”,
  • а говорит на “своем” языке;
  • в 1,5-3 года “все понимает, а говорить не хочет”;
  • в 2 года использует только несколько отдельных слов и не пытается повторять новые слова;
  • в 2,5 года активный словарный запас менее 20 слов,
  • не знает названий окружающих предметов
  • и частей тела и не умеет составлять фразы из двух слов;
  • к 3 годам имеет словарный запас менее 250 слов;
  • к 3 годам не умеет строить фразу из пяти-восьми слов;
  • к 3 годам не понимает прочитанные короткие рассказы и сказки;
  • к 3 годам не произносит большинство звуков (более
  • 10-15);
  • к 4 годам словарь менее 1500 слов, не использует наречий, обозначающих пространственные и временные признаки;
  • к 4,5 года не произносит звуки: с, сь, з, зь, ль, л;
  • в 4-5 лет смягчает все звуки (“кися”, “щапка”, “тяйник”, “лямпотька”);
  • к 5 годам не произносит звуки: ш, ж, ч, щ, ц, р, рь;
  • “картавит” “шепелявит”, “гнусавит” – срочно к логопеду в любом возрасте, искажения звуков самостоятельно не исправятся никогда;
  • после какой-либо травмы (“легкое сотрясение мозга”) начались проблемы с речью или письмом.

Мнение эксперта

Татьяна Бабоченок, логопед-дефектолог ГБОУ Гимназия N 1554

– Каждый малыш индивидуален и развивается по-своему, но этапы развития заложены природой и одинаковы для всех. Так, к году ребенок должен начать говорить первые слова: мама, папа, дай…

Бывает, что болезни или тяжело прорезывающиеся зубы влияют на этот процесс, но без него не будет следующего. Важно обратить внимание, полные эти слова или усеченные, например, “ма” вместо мама.

Когда у ребенка в активном словаре накапливается около 30 слов, начинается этап формирования фразовой речи. Обычно, это происходит к двум годам. Ребенок начинает говорить простые предложения: “Мама, идем гулять”, “Мама, дай кашу”.

Конечно, он будет пока не все звуки произносить правильно, потому что функционально и физиологически к этому еще не готов. В идеале звукопроизношение и фразы должны быть сформированы в 3 года.

Минкультуры РФ: Число школьников, желающих посещать кружки, выросло

Когда нужно обращаться к логопеду? В 3 года, если на каком-то из этапов что-то пошло не так. Но родители должны понимать, что занятия в этом возрасте длятся не более 15 минут. Поэтому основная нагрузка по отработке новых речевых навыков ложится на родителей, которые смогут в течение дня организовать ребенку непродолжительные занятия.

Не надо бояться логопедов и диагнозов вроде ЗРР или ЗПР. Мы же ведем ребенка к окулисту или стоматологу, когда возникает проблема, тут то же самое. Нужно бояться не врача, а последствий необращения к специалисту: интеллектуальной незрелости, дисграфии, неуспеваемости в школе…

Очень важно следить, чтобы малыш, когда он начинает накапливать свой словарь, понимал смысл произносимых слов. Так же важно помочь ему систематизировать накопленный словарный запас.

Ребенок говорит: “Помидор”, а мама ему: “Это овощ. Какие ты еще овощи знаешь?” Если этого не сделать, в будущем ребенку будет очень сложно.

Особенно в школе, когда нужно будет подбирать родственные и проверочные слова, а ребенок этого сделать не сможет.

https://www.youtube.com/watch?v=SFvwNmeqvIo

И самое главное – в семье старайтесь не “сюсюкать” с ребенком, а произносите слова правильно. Гораздо сложнее потом ломать устойчивые неправильные стереотипы произношения.

Многих родителей волнует вопрос, можно ли давать малышу пустышку? Если ребенок не просит – давать не надо. Если же у него подвижная нервная система и сильный сосательный рефлекс, то пусть лучше сосет пустышку, чем палец или край пеленки, но выбирайте пустышку ортодонтическую. На прикус она не повлияет, если не сосать ее 24 часа в сутки. Но после года от соски лучше избавиться.

Еще один спорный момент – мелкая моторика. Мелкая моторика – не панацея от неправильного речевого развития, и никогда не заменит занятия с логопедом и упражнения по развитию речи. Моторика хороша как дополнительное стимулирующее средство.

В последнее время детей с речевой патологией становится все больше. Причин много: плохая экология, трудная беременность, внутриутробные инфекции, родовые травмы… Поэтому еще раз призываю родителей не бояться специалистов. Раннее выявление речевой патологии и точный диагноз позволят решить проблему быстрее и с гораздо меньшими усилиями для родителей и самого ребенка.

Источник: https://rg.ru/2015/02/26/logoped.html

Когда ребенок начинает говорить: во сколько месяцев дети учатся произносить первые слова или предложения, почему бывает позже и норма этого

Когда ребенок начинает говорить слово мама: рекомендации родителям

Для молодых родителей в первые годы жизни малыша становится актуальным вопрос, во сколько дети начинают разговаривать. Нередко родители не разбираются в тонкостях физиологического и психического развития детей, поэтому начинают бить во все колокола, когда малыш не спешит разговаривать.

Важно отметить, что все детки развиваются индивидуально: кто-то начинает рано ходить, у кого-то раньше обычного вылезают зубки, а кто-то поздно начинает разговаривать.

Что и когда должны говорить детки?

Равнять всех детей под одну гребенку не нужно и уж тем более не надо переживать, если соседская девочка что-то делает лучше, чем ваш ребенок.

Говорящий малыш — радость для родителей. Врачи и психологи выделяют определенные периоды, когда ребенок должен заговорить. Если этого не случилось, достаточно просто проконсультироваться с врачом и держать на контроле этот вопрос.

Рассмотрим подробно мнения специалистов по поводу того, в каком возрасте дети должны произносить первые слова и с чем может быть связана задержка речи.

Очень важно, в каком возрасте ребенок начинает говорить, однако не для того, чтобы тут же хвастаться этим навыком перед соседями и подружками. По тому, как развивается речь малыша, можно судить об общем развитии ребенка.

Как правило, к первым 2-4 месяцам малыш начинает произносить первые звуки. Часто родители говорят, что ребенок начал «агукать» или «гулить». Ему легче произносить эти звуки в ответ на речь родителя, он может продолжить слог, когда мама тянет привычное «а…», а малыш продолжает «гу…».

Около 7 месяцев ребенок начинает лепетать, что-то бормотать под нос или просто издавать произвольные звуки, перерастающие в понятную только ему речь. Также грудничок может произносить отдельные слоги.

Примерно в год ребенок должен начать говорить первые понятные слова: мама, папа, баба или дай. У него с легкостью выходит произносить подражающие звуки или звуки, которые копируют поведение животных.

К примеру, мама может спрашивать у малыша, как делает коровка, в ответ на что малыш говорит «му-му» и т.д. В общем слов и звукоподражаний в лексиконе годовалого малыша должно быть около 5-10.

В полтора года, когда ребенок начинает интересоваться окружающим миром, словарь малыша, как правило, составляет примерно 40 простых слов. Его лексикон постоянно пополняется, потому что его постоянно интересует вопрос — что это?.

До 2 лет лексикон ребенка постепенно расширяется, но он употребляет больше существительных и глаголов. Ему трудно связывать слова между собой, однако в целом речь становится более-менее понятной.

https://www.youtube.com/watch?v=uhx8Slx8w0U

Умение разговаривать при помощи предложений усовершенствуется ближе к 2 годам. Ребенку уже несложно воспринимать рассказы на слух, называть предметы, характеризуя их по общему принципу.

К 3 годам малыш учится использовать в своей речи прилагательные и наречия, он может составлять предложения из 3-4 слов, часто употребляет вопросительные слова. Ему не сложно заучить наизусть простенькие стишки или рассказать по памяти небольшую историю.

Как правило, к 4 годам у ребенка завершается формирование речи. На этом этапе малыш получает азы, без которых дальше ему будет сложно не только разговаривать, но и понимать окружающих. Когда ребенок начинает дальше развиваться, его речевые навыки только усовершенствуются.

Как помочь ребенку заговорить?

Нередко от самих родителей зависит, со скольки лет малыш сможет разговаривать. Чтобы ребенок поскорее научился произносить простые слова, а затем смог составлять из них связные предложения, маме с папой нужно соблюдать несколько несложных рекомендаций (подробная информация есть в статье как научить ребенка разговаривать).

Если родители постоянно разговаривают с малышом, то вероятность того, что малыш раньше начнет говорить, в разы возрастает. Врачи и психологи советуют постоянно разговаривать со своими детками, независимо от их возраста.

Мама может рассказывать малышу, что она делает, что происходит вокруг, что она видит. Несмотря на то что мамина речь будет напоминать выражение — что вижу, то и пою.

С первых месяцев ребенок должен слышать речь, сначала он будет только слушать, вскоре начнет подражать взрослым.

Некоторые родители пытаются заменить свой разговор с ребенком монологом телевизора. В таком случае не нужно ждать положительного эффекта, так как с живым общением это несравнимо.

Также родителям рекомендуется уделять должное внимание развитию мелкой моторики.

Учеными доказано, что совершенствование движений рук и пальчиков напрямую связано с развитием участка мозга, который отвечает за активность речи.

Мама может предлагать малышу нанизывать бусы, рисовать пальчиками (рассказывая, какого цвета краски), перебирать крупу или делать ему массаж ручек. Это и занимательно, и полезно.

Желательно часто читать ребенку рифмованные стишки или же стишки, окончание которых, должен сказать сам малыш.

Мама должна постоянно побуждать ребенка называть предметы, которые его окружают, четко произносить звуки.

Многие родители любят «сюсюкаться» с малышом и сами не замечают, как неправильно называют те или иные вещи. Нужно контролировать свою речь и учить ребенка правильному произношению.

Все негативные эмоции и переживания мама с папой должны оставлять за дверью. Время, которое родители проводят вместе с малышом, должно быть непринужденным и спокойным. Общаться друг с другом нужно без крика, ругательных слов. Ребенок чувствует тревогу и негатив родителей, поэтому может замкнуться в себе.

Признаки задержки речи

Несмотря на индивидуальное развитие малыша, мама должна наблюдать за тем, как он развивается. Если мама заподозрит какие-то отклонения на раннем этапе, их легче можно будет исправить.

Родители должны насторожиться, если малыш к году так и не начал произносить несколько слов или не может повторять за взрослыми звуки. Если ребенок не может запомнить названия предметов к 2 годам, не откликается на свое имя или же не может принести предмет, который вы его просите, это тоже свидетельствует о небольших нарушениях в развитии.

Нужно обратиться к специалисту, если к 2 годам ребенку трудно составить самое простое предложение, он с трудом произносит отдельные слова, он не реагирует на речь взрослых и не может повторить за ними слова.

Нехорошо, когда ребенок начинает поздно различать цвета. Если малыш к 2,5 годам не может различить цвета и не знает, как называются части тела.

То же самое касается и 3-х летнего возраста, когда малыш не понимает смысл простых рассказов и не говорит предложениями.

Если родители заметили за своим ребенком одни из этих отклонений, не стоит сразу впадать в панику. Возможно, это просто особенность развития, но все же нужно показать малыша специалисту.

Он должен сделать анализы и необходимые обследования, результаты которых покажут, нужно ли начинать лечение или же достаточно ограничиться регулярными упражнениями.

Причины нарушения речи в дошкольном возрасте

Со скольки месяцев или лет ребенок начнет говорить, зависит от того, как часто мама разговаривала с малышом в раннем детстве.

Когда ребенок начинает произносить первые звуки, родители должны сделать все возможное, чтобы малыш хорошо натренировал мышцы речевого аппарата. Чем чаще ребенок будет агукать и гулить, тем быстрее его мышцы приготовятся к более сложным произношениям.

Научно доказано, что детки, которые находились на грудном вскармливании, очень редко имеют проблемы с речевым аппаратом, нежели детки-искусственники.

Нарушения речи могут спровоцировать врожденные или приобретенные травмы. К врожденным относятся патологии ЦНС, головного мозга, дефекты в полости рта. К приобретенным травмам можно отнести психические нарушения: особо чувствительные малыши могут испугаться чего-то и начать заикаться или долго не разговаривать. Когда дети начинают разговаривать, глупо и опасно специально пугать их и т.д.

Часто задержка речи может произойти, если мама переучивает ребенка-левшу все делать правой рукой. Этого нельзя делать, ребенку нужно давать полную свободу действий, со временем он и сам научится все делать обеими руками.

Сегодня в роддомах уже не пеленают деток. Это правильный подход, так как излишнее ограничение движений ручек и ножек может тормозить как двигательные навыки, так и речевые.

Если родители уделяют должное внимание своему ребенку и у малыша нет патологий, то чадо начнет радовать маму и папу своими смешными словечками очень рано.

Если в семье царит спокойная, уравновешенная и теплая атмосфера, к малышу относятся с любовью, то такие условия только ускоряют процесс развития речевого аппарата. Все интересующие вопросы мама должна задавать врачу при плановом осмотре.

Источник:

Во сколько месяцев дети начинают говорить

Первым средством коммуникации новорожденного с родителями является плач. Малыш громко заявляет о себе и своих требованиях маме и папе, потому что иные способы общения он еще не освоил. Родители с нетерпением ждут первые осмысленные звуки речи своего чада. Во сколько дети начинают говорить, и о чем свидетельствует долгое молчание ребенка?

Формирование речевого аппарата

В первый годик жизни ребенок интенсивно растет и развивается, происходит адаптация к новому миру. Это очень ответственный этап в жизни маленького человечка, и родители должны помочь ему справиться со всеми трудностями данного периода.

Малыш в рекордные сроки набирает массу тела, обзаводится зубками, приспосабливается к усвоению твердой пищи, начинает вставать и ходить.

За год ребенок из крохотного беспомощного младенца превращается в человечка, который обладает почти всеми навыками и умениями взрослого человека.

Развитие речи — важный момент социализации ребенка, показатель правильного развития мозга и центральной нервной системы.

Речевой аппарат тесно связан со всем организмом маленького человечка, а не является какой-то автономно функционирующей его частью.

Задержки в развитии речевого аппарата могут носить временный и патологический характер. Так, известно, что Эйнштейн заговорил в 4 года.

Однако не нужно успокаивать себя и думать, что ваш молчаливый малыш — тоже маленький Эйнштейн: к году он должен произносить слова.

Свои первые звуки малыш начинает воспроизводить сразу после рождения. В это время он пользуется своим язычком и небом. Ребенок широко открывает ротик и кричит громко, как оперный певец: использует для этого еще и мышцы живота (поэтому младенцы могут накричать пупочную грыжу). Первыми звуками грудничка является гласные «а» и «у».

Далее малютка, попавший в звуковую среду нашего мира, начинает различать интонационную окраску, обогащая свой плач гневными, жалобными или обиженными нотками.

Так происходит формирование эмоциональной сферы маленького человечка, первый опыт социализации. Речевой аппарат формируется не сам по себе, а как следствие взаимодействия с окружающим миром (вспомните Маугли).

Молчание вокруг грудничка, отсутствие коммуникации не способствует активному развитию младенца.

В возрасте одного месяца кроха уже узнает голос матери, осознает ее заботу и внимание — и начинает пускать пузыри! Это тоже способ привлечения внимания к себе и попытка коммуникации с окружающим миром. Вместе с пузырями появляется и звуковое сопровождение — «гу, агу». Его речь больше похожа на мелодичное пение из гласных звуков.

Этот период очень показателен для развития речевого аппарата. Когда малютка начинает гулить, он готов осваивать новое звуковое пространство и воспроизводить звуки копированием.

Мама должна всячески поощрять малыша на данном этапе становления речевого аппарата. Важно понимать: «гу» и «агу» — это первые слова младенца, доступные его несовершенному речевому аппарату.

Пассивный словарный запас

Как учить ребенка говорить? Важно понимать, что первые уроки развития речи осваиваются малышом только через копирование. Он имитирует все:

  • мимику;
  • движение губ;
  • звуки.

На данном этапе мать должна позаботиться о пополнении пассивного словарного запаса. Что это такое? Это слова, которые ребенок связывает ассоциативно с предметами. Мама показывает на кота и говорит: «кот» или «мяу».

Источник: https://ds10-lazorik.ru/prochee/norma-togo-kogda-rebenok-nachinaet-govorit.html

ЛекарьТут 24/7
Добавить комментарий