Правила наложения транспортных шин при различных травмах

Неотложная помощь при различных видах травм. Правила наложения шин

Правила наложения транспортных шин при различных травмах

/ Конспекты / ГО и мобилизационная подготовка

ВНИМАНИЕ: Вы смотрите текстовую часть содержания конспекта, материал доступен по кнопке Скачать

Тра́вма — физическое повреждение организма под воздействием внешних факторов. В зависимости от вида повреждающего фактора различают механические (ушибы, переломы и т.п.

), термические (ожоги, обморожения),химические травмы, баротравмы (под действием резких изменений атмосферного давления), электротравмы, и так далее, а также комбинированные травмы. К травмам относят следующие повреждения тела и органов:раны, ожоги, обморожения, ушибы, вывихи, сотрясения, растяжения, разрывы, переломы.

Кроме того, выделяют психические травмы и отравления.

Местная реакция на травму зависит от характера травмирующего агента. Наиболее общими местными симптомами травмы являются боль, отек и повышение температуры в месте повреждения. Проявление общей реакции организма на травму зависит от ее тяжести.

Чем тяжелее травма, тем более выражены общие симптомы, к которым относят повышение температуры тела, нарушение обменных процессов, нарушение деятельности со стороны сердечно сосудистой и нервной системы.

Тяжелые травмы часто сопровождаются осложнениями, такими как травматический шок, нарушение функционирования травмированного органа, массивная кровопотеря. Осложнением открытой травмы так же является местный или общий инфекционный процесс.

В настоящее время травмы занимают третье место среди причин смертности лиц трудоспособного возраста.

Существует несколько классификаций видов травм.

Основная классификация видов травм

Травмы бывают открытыми с нарушением целостности кожных покровов (раны, ожоги) и закрытыми, при которых кожный покров не нарушен (переломы, вывихи, ушибы, сотрясения).

По виду агента, вызвавшего повреждение, травмы бывают механические, термические, химические, электрические, лучевые, психические, операционные, родовые и др. Механические травмы действием тупого или острого предмета или инструмента.

 Физические возникают в результате воздействия холода и тепла. Химические травмы обусловлены действием щелочей и кислот. Биологические вызваны бактериями и их ядовитыми выделениями.

 Психическиевозникают в результате раздражения нервной системы и психической деятельности постоянным ощущением страха, угрозами и пр.

В зависимости от количества повреждающих факторов травмы делят на простые и комбинированные. Простаятравма возникает при действии одного повреждающего фактора. Комбинированная травма образуется при сочетании нескольких повреждающих факторов. Например, перелом и ожог бедра у пострадавшего при пожаре.

По характеру повреждений травмы делят на одиночные (изолированные), множественные и сочетанные. Приизолированной травме поврежден один орган. При множественной травме повреждено два и более органа. При сочетаннойтравме повреждены органы нескольких систем организма. Например, перелом бедра и черепно-мозговая травма у пострадавшего в автомобильной аварии.

В зависимости от степени тяжести травмы делятся на легкие (ушибы, растяжения), средней тяжести (вывихи, переломы пальцев), тяжелые (сотрясение мозга, перелом бедра).

По месту причинения повреждения травмы делят на производственные, непроизводственные и умышленные. Производственные делятся на промышленные и сельскохозяйственные.

К непроизводственным травмам относят транспортные, полученные при пешеходном движении, бытовые, спортивные, военные и прочие.

В зависимости от вида деятельности пострадавшего травмы делятся на профессиональные и непрофессиональные.

Правила иммобилизации:

  1. Фиксировать не менее двух соседних с местом перелома суставов. При переломе плечевой, бедренной костей фиксировать три сустава.
  2. При закрытых переломах наложение шин осуществлять непосредственно на одежду, не снимая обуви. При этом складки расправляются, карманы освобождаются. Обувь снимается при переломах костей стопы, голеностопного сустава.
  3. Защитить суставы обкладыванием выступающих костных образований ватно-марлевыми прокладками или чистой мягкой тканью. Также
  4. необходимо обкладывать мягким материалом область открытого перелома. Для этого можно использовать вату, бинты, ватно-марлевые прокладки, мягкую чистую ткань, в сложных ситуациях – вату из подушек, матрацев и т. д. Шина не должна давить на суставы и травмированную область. В места, куда шина будет упираться, подкладываются валики из ваты, ткани;
  5. Обложить шину Крамера, или шину, изготовленную из любых подручных средств ватой, закрепить её ходами бинта вокруг шины. Отмоделировать шины – т. е. придать ей форму по здоровой конечности пострадавшего;

Правильно расположить конечность с ориентацией на среднефизиологическое положение:

  • кисть – второй-пятый пальцы полусогнуты, расположены на вложенном в ладонь плотном валике из мягкой ткани; сама кисть должна быть умеренно отклонена в тыльную сторону;
  • предплечье под углом 90 градусов к плечу;
  • плечо фиксируется в состоянии вытянутой вдоль туловища руки;
  • тазобедренный сустав и коленный сустав 180 градусов.

Возможна фиксация в вынужденном положении, т.е. в таком положении, которое занял сам пострадавший и которое причиняет ему наименьшую боль.

Надежно фиксировать шину к конечности бинтами, косынками, любой тканью. Фиксацию начинать от пальцев к корню конечности. Наложение шин необходимо осуществлять предельно осторожно. Вначале подводится и фиксируется несколькими ходами бинта нижняя шина;

Применение веревок, шпагата, шнуров, проволоки необходимо исключить из-за опасности повреждений тканей конечностей;

В холодное, особенно зимнее время, утеплить пострадавшего и повреждённую конечность;

Транспортировать пострадавшего следует с максимальной осторожностью и под постоянным контролем, т.к. возможно внезапное резкое ухудшение состояние, развитие тяжелого шока, терминальных состояний. Возможно смещение шин, повязок.

Алгоритм действий при наложении шин:

  1. Накладывать шины непосредственно на месте происшествия;
  2. Снимать обувь о одежду не рекомендуется;
  3. При необходимости наложения асептической повязки одежду разрезать;
  4. Обезболивание до наложения шины. Моделировать шину по себе, или по здоровой конечности пострадавшего.
  5. Обернуть шины и суставы ватой;
  6. Начинать шинирование с нижней шины;
  7. Необходимо иммобилизировать два соседних сустава или три (перелом плеча, бедра);
  8. Шина не должна скрывать жгут;
  9. Валики из ваты в подмышечную впадину (во все места, куда упирается шина), в кисть;

Шина фиксируется мягкой повязкой – бинтом, лентами.

Источник: https://fireman.club/conspects/tema-neotlozhnaya-pomoshh-pri-razlichnyx-vidax-travm-pravila-nalozheniya-shin/

Правила наложения транспортных шин – Пожарная безопасность

Правила наложения транспортных шин при различных травмах

Первая помощь при переломе конечности – это придание пострадавшему такого положения, при котором он не будет чувствовать болезненные ощущения, а отломки костей не будут далее травмировать мягкие ткани. Грамотное наложение шины специалистом повышает шансы пострадавшего на полное излечение без последствий.

Типы шин

Существуют разные виды шин, но принято выделять четыре разновидности в зависимости от характера перелома:

  • Универсальная, или лестничная, шина Крамера. Эта медицинская шина представляет собой сочетание отдельных деталей, благодаря которым можно собирать разные по высоте и форме конструкции.
  • Шина Дитерихса. Состоит за раздвижных частей, ее функциональное назначение – вытяжение. Применяют, в основном, при переломах бедер.
  • Пневматическая лечебная шина. Один из современных видов, представляет собой плотный чехол на молнии, оборудованный насосом для накачивания воздуха. Ее применяют для иммобилизации кисти рук, предплечья, ноги, стопы, голени, коленного сустава.
  • Импровизированная шина из подручных материалов. Такими могут быть: прямая ветка или палка, проволока, косынка, простынь. Стоит с вниманием отнестись к поиску таких предметов, чтобы не было острых концов.

Существуют и другие разновидности на основе ватно-марлевых повязок для фиксации головы, шейных позвонков, плечевого сустава.

Шина Дитерихса и техника ее наложения

Данный вид применяют при переломах бедра во избежание движений в области таза. Техника наложения шин проста и не требует специальных знаний. Сама конструкция состоит из двух планок, а также подошвенной пластины.

Пластины подгоняются под размер человека: конец наружной вставляют в подмышечную впадину, конец внутренней упирается в пах. В область лодыжек прокладывают ватные прокладки.  Концы обеих пластин должны немного выступать за подошву. К самой подошве также прочно привязывают пластину.

Туловище человека совместно с конструкцией обвязывают ремнями. Шаг ремней — 25-30 см.

Шина Крамера и ее правильно положение

Эта лечебная шина применяется при переломе верхних и нижних конечностей. Вначале врач моделирует форму на себе, затем ее прикладывают к поврежденной конечности больного, пустоты прокладываются ватой. Конструкция обматывается бинтами. Шина Крамера также подходит при повреждении связок и сухожилий. Накладывание такое же, как и при травме кости.

Основные правила наложения шин

Если перелом имеет открытые раны, то прежде чем наложить любую шину, надо обработать рану антисептиком. Если травма закрытая, то конструкцию можно накладывать на одежду.

Поврежденный сустав часто фиксируется вместе с двумя соседними. Например, фиксация перелома плечевого сустава начинается от кончиков пальцев до плеча. При переломе голени накладывается пластина, затрагивающая коленный и голеностопный суставы.

Этот алгоритм наложения применяется и при других повреждениях конечностей. Правила наложения транспортных шин применяются при иммобилизации бедренного сустава и позвоночника. Фиксация перелома бедра охватывает всю ногу.

Перелом позвоночника сопровождается обездвиживанием всего туловища человека.

Если наблюдается кровотечение, то не стоит спешить с наложением жгута, надо дождаться указаний врача. Если нет возможности узнать информацию от специалиста, то больному дается записка с указанием точного времени наложения жгута.

Наложение шины из подручного материала чревата тем, что острые концы могут врезаться в тело пострадавшего, сдавить нервные окончания и проходящие рядом кровеносные сосуды. Повязка не накладывается в месте перелома, чтобы давлением не причинять боль.

Если у человека начался приступ истерии, то необходимо как можно быстрее вывести его из этого состояния, так как у пострадавшего может развиться травматический шок. К месту перелома желательно приложить лед и дать человеку обезболивающее.

Вышеописанные правила являются основой при любых переломах.

Интересно почитать — какие суставы должна фиксировать шина при переломе бедра.

Верхние конечности

При переломе предплечья кость фиксируется шиной Крамера с двух сторон: тыльной и лицевой. Через шею прокидывается косыночная повязка и фиксирует руку в согнутом положении. Перелом плечевого сустава иммобилизуют, фиксируя два соседних сустава. При переломе пальца пострадавший фаланг фиксируют к соседним здоровым пальцам.

Нижние конечности

При отсутствии сподручных материалов самым простым способом считается привязать больную ногу к здоровой.

 Сами правила наложения шины состоят в следующем: сломанная нога с трех сторон обкладывается пластинами, задняя начинается от подошвы и заканчивается под лопаткой, размер внешней боковой пластины — от подошвы до подмышечной впадины, внутренняя боковая —  охватывает расстояние от промежности до конца ноги. Транспортные шины фиксируют ремнями. Транспортировка происходит в лежачем положении.

Плечевой пояс

При переломе ключицы достаточно подложить в подмышечную впадину валик из ваты и надеть на руку косынку, перекинутую через шею. Перелом лопатки иммобилизируют отводящей шиной со скелетным вытяжением. Если нет смещения отростков, то перелом фиксируют повязкой Дезо. Это самостоятельная конструкция, которую можно носить в течение месяца.

Ребра

При переломе ребер шинирование состоит в том, чтобы обездвижить их при дыхании. Наилучшим способом считается обвязать грудь простыней, дав выполнять дыхательную функцию мышцам живота. Пострадавшему не стоит разговаривать и принимать лежачее положение, чтобы обломками ребер не повредить внутренние органы.

Позвоночник

При повреждении позвоночника шину из жесткого материала накладывают в рост человека. В этом случае особенностью является то, что пострадавшему нельзя двигаться. Его аккуратно перекладывают на место укладки конструкции, тело фиксируют ремнями. Шаг ремня — до 30 см.

Кости таза

Такой вид травмы, особенно перелом копчика, часто сопровождается сильными болевыми ощущениями. Иммобилизация больного происходит в положении лежа с подложенным валиком под бедра. Фиксация перелома шейка бедра происходит по принципу повреждения нижних конечностей. Такие травмы опасны повреждением кровеносных сосудов.

Шея

Повреждения шеи фиксируют воротником Шанса, который не дает двигаться голове. Это объемная плотная ватно-марлевая повязка, имеющая разные размеры — от младенца до взрослого человека. Ее можно носить несколько недель в зависимости от показания врача, снимая на ночь.

Источник: https://otravmah.com/pervaja-pomoshh-pri-perelomah/nalozhenie-shiny

Правила наложения транспортных шин: способы иммобилизации, этапы наложения, возможные ошибки

Наложение шины является одним из основных методов оказания первой помощи при повреждениях и травмах. Процедура направлена на обездвиживание пораженного участка, за счет чего исключается возможность увеличения нанесенного урона в процессе транспортировки пострадавшего. Обеспечить обездвиживание сустава возможно только при правильном наложении шины.

Виды шин

Существуют различные способы иммобилизации, которые применяются при разных переломах.

В естественных условиях, в большинстве случаев, возможность использовать специальную медицинскую шину отсутствует, ввиду чего возникает необходимость осуществлять иммобилизацию при помощи подручных средств. В целях обездвиживания могут использоваться любые подходящие предметы.

Основные виды медицинских шин:

  • Шина Дитерихса. Устаревшая конструкция, изготовленная из дерева, применяемая для обездвиживания нижних конечностей. Преимущество шины заключается в том, что при ее наложении возможность усугубления травмы исключается. Главный недостаток – неудобство в применении.Шинная повязка
  • Лестничная шина Крамера. Представляет собой металлическую эластичную решетку, которая принимает практически любую форму. За счет этого, с помощью такой шины может обездвиживаться практически любой отдел скелета. Конструкция характеризуется высокой прочностью и часто используется не только при оказании неотложной помощи, но и в период реабилитации травмированного человека.
  • Пневматическая шина. Представляет собой полую камеру, в которую помещают поврежденную конечность. После этого в стенки шины накачивают воздух, за счет чего она повторяет форму поврежденного отдела и надежно фиксирует область повреждения.
  • Воротник. Используется для фиксации позвоночника в случае травм шеи. В современной медицине применяются мягкие шины-воротники. Их используют в профилактических и терапевтических целях.

Таким образом, транспортная иммобилизация производится при помощи разных видов шин, в зависимости от характера травмы, окружающих условий и других факторов.

Особенности наложения

Иммобилизация конечности – это сложная процедура, которую необходимо выполнять с максимальной осторожностью, чтобы не ухудшить состояние травмированной области. Наложение шины необходимо не только для исключения осложненной травмы, но и снижения болевых проявлений у пострадавшего.

Следует запомнить, что наложение транспортной шины должно происходить непосредственно в том месте, где травмировался пациент. Предварительная транспортировка не обездвиженного пострадавшего исключена.

Прежде чем зафиксировать пораженную область, рекомендуется разрезать одежду. В случае открытых переломов, сопровождаемых обильной кровопотерей, возможно потребуется наложение жгута. Не следует пытаться убрать с места повреждения налипшую грязь или осуществлять обработку антисептическими средствами. Основные усилия должны быть направлены на обездвиживание.

Источник: https://drakkar11.com/pravila-nalozheniya-transportnyh-shin/

«ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ. ПРАВИЛА НАЛОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ ШИН» презентация по теме

Правила наложения транспортных шин при различных травмах

1 «ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ. ПРАВИЛА НАЛОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ ШИН» презентация по теме: Подготовил: студент группы 311-СД Исмайлов Назир

2 Транспортная иммобилизация- создание неподвижности и покоя для органа, части или всего тела на период транспортировки пострадавшего с места травмы в лечебное учреждение. Цель транспортной иммобилизации предупредить дополнительные повреждения тканей и органов, развитие шока при перекладывании и транспортировке пострадавшего.

3 Показания к транспортной иммобилизации: Повреждения костей и суставов Обширные повреждения мягких тканей конечности Повреждения крупных сосудов и нервов конечности Воспалительные заболевания конечности (острый остеомиелит, острый тромбофлебит).

4 Правила транспортной иммобилизации: иммобилизацию следует производить на месте происшествия; перекладывание, перенос пострадавшего без иммобилизации недопустимы; перед иммобилизацией необходимо введение обезболивающих средств (морфин, промедол); при наличии кровотечения оно должно быть остановлено наложением жгута или давящей повязки; повязка на рану должна быть асептической; шину накладывают непосредственно на одежду, если же ее приходится накладывать на голое тело, то под нее подкладывают вату, полотенце, одежду пострадавшего; на конечностях необходимо иммобилизовать два близлежащих к повреждению сустава, а при травме бедра все три сустава конечности;

5 при закрытых переломах во время наложения шины необходимо произвести легкое вытяжение по оси конечности за дистальную часть руки или ноги и в таком положении зафиксировать конечность; при открытых переломах вытяжение недопустимо; конечность фиксируют в том положении, в котором она оказалась в момент травмы; наложенный на конечность жгут нельзя закрывать повязкой, фиксирующей шину; при перекладывании пострадавшего с наложенной транспортной шиной необходимо, чтобы помощник держал поврежденную конечность.

6 При неправильной мобилизации смещение отломков во время перекладывания и транспортировки может превратить закрытый перелом в открытый, подвижными отломками могут быть повреждены жизненно важные органы крупные сосуды, нервы, головной и спинной мозг, внутренние органы груди, живота, таза. Дополнительная травма окружающих тканей может привести к развитию шока.

7 Для проведения транспортной иммобилизации применяют стандартные шины Крамера, Дитерихса, пневматические шины, носилки иммобилизационные вакуумные, пластмассовые шины.

8 Основное правило при наложении шин фиксация не менее двух суставов выше и ниже места перелома, а при переломах крупных костей желательно даже трёх!!!

9 Универсальной является лестничная шина Крамера. Этим шинам может быть придана любая форма, а соединяя их между собой, можно создать различные конструкции. Их применяют для иммобилизации верхних и нижних конечностей, головы. Шина Крамера

10 Этапы наложения I этап моделирование шины по форме той части тела, где шина будет наложена. Так, при переломе плечевой кости шина должна начинаться с внутреннего края лопатки здоровой стороны и выступать из-за кончиков пальцев на 23 см с больной стороны.

Поэтому перед тем, как начать моделирование, нужно измерить расстояние от края лопатки до плечевого сустава и на этом месте согнуть шину под тупым углом; затем измерить расстояние от плечевого до локтевого суставов и в этом месте согнуть ее под прямым углом.

Потом, примерив шину к здоровой конечности, внести соответствующие поправки. II этап покрытие внутренней поверхности шины слоем ваты и закрепление его бинтом. III этап непосредственное наложение самой шины. Для закрепления ее применяется бинт.

При закреплении следует руководствоваться правилами бинтования.

11 Шина Дитерихса состоит из раздвижной наружной и внутренней пластин, фанерной подошвы с металлическими скобами и закрутки. Шина применяется при переломах бедра, костей, образующих тазобедренный и коленный суставы. Преимуществом шины является возможность создать с ее помощью вытяжение. Шина Дитерихса

12 Пневматически шины представляют собой двухслойный герметичный чехол с застежкой-молнией. Чехол надевают на конечность, застегивают молнию, через трубку нагнетают воздух для придания шине жесткости.

Для снятия шины из нее выпускают воздух и растягивают застежку-молнию. Шина проста и удобна в обращении, проницаема для рентгеновских лучей.

Применяют шины для иммобилизации кисти, предплечья, локтевого сустава, стопы, голени, коленного сустава. Пневматические шины

13 Иммобилизация при помощи подручных средств: а, б – при переломе позвоночника; в, г – иммобилизация бедра; д – предплечья; е – ключицы; ж – голени.

14 Общие правила наложения шин при переломах костей конечностей.

шины должны быть надежно закреплены, хорошо фиксировать область перелома; шину нельзя накладывать непосредственно на обнаженную конечность, последнюю предварительно надо обложить ватой или какой-нибудь тканью; создавая неподвижность в зоне перелома, необходимо произвести фиксацию двух суставов выше и ниже места перелома (например, при переломе голени фиксируют голеностопный и коленный сустав) в положении, удобном для больного и для транспортировки; при переломах бедра следует фиксировать все суставы нижней конечности (коленный, голеностопный тазобедренный).

15 Перелом грудного и поясничного отделов, крестца (иммобилизация подручными средствами) Пострадавшего укладывают на щит или иммобилизуют подручными средствами. Короткие планки прикрепляют к паре длинных на уровне надплечий, таза и стоп.

На эту крестовину осторожно укладывают пострадавшего и фиксируют матерчатыми полосами в области груди, живота, бедер, голеней, голеностопных суставов, стоп и кистей.

Таз фиксируют к средней перекладине ходами полос через промежность, а надплечья и кисти рук – к верхней косыми ходами.

16 Перелом бедра Иммобилизация поврежденной конечности методом «нога к ноге» должна быть заменена на иммобилизацию стандартными шинами при первой возможности. Эвакуация пострадавших с повреждениями бедра осуществляется на носилках в положении лежа.

Для предупреждения и своевременного выявления осложнений транспортной иммобилизации необходимо следить за состоянием кровообращения в периферических отделах конечности. Если конечность обнажена, то следят за окраской кожи.

При неснятой одежде и обуви необходимо обращать внимание на жалобы пострадавшего. Онемение, похолодание, покалывание, усиление боли, появление пульсирующей боли, судороги в икроножных мышцах являются признаками нарушения кровообращения в конечности.

Необходимо немедленно расслабить или рассечь повязку в месте сдавления.

17 Перелом предплечья

18 Перелом голени Подручные предметы: палки, дощечки, ветки и т.д. Шины прибинтовывают с двух сторон голени. Вверху шина должна заходить выше коленного сустава, внизу – ниже голеностопного.

19 Транспортировка пострадавших. Важнейшей задачей первой помощи является организация быстрой, безопасной, щадящей транспортировки (доставки) больного или пострадавшего в лечебное учреждение. Причинение боли во время транспортировки способствует ухудшению состояния пострадавшего, развитию шока.

Выбор способа транспортировки зависит от состояния пострадавшего, характера травмы или заболевания и возможностей, которыми располагает оказывающий первую помощь. При отсутствии какого-либо транспорта следует осуществить переноску пострадавшего в лечебное учреждение на носилках, в т. ч. импровизированных.

Первую помощь приходится оказывать и в таких условиях, когда нет никаких подручных средств или нет времени для изготовления импровизированных носилок. В этих случаях больного необходимо перенести на руках. Первую помощь приходится оказывать и в таких условиях, когда нет никаких подручных средств или нет времени для изготовления импровизированных носилок.

В этих случаях больного необходимо перенести на руках. Один человек может нести больного на руках, на спине, на плече. Переноску способом “на руках впереди” и “на плече” применяют в случаях, если пострадавший очень слаб или без сознания. Если больной в состоянии держаться, то удобнее переносить его способом “на спине”.

Эти способы требуют большой физической силы и применяются при переноске на небольшие расстояния. На руках значительно легче переносить вдвоем. Пострадавшего, находящегося в бессознательном состоянии, наиболее удобно переносить способом “друг за другом”

20 Носилки: а – медицинские; б, в – импровизированные.

21 Большое спасибо за внимание!!!

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1360049/

Основные правила транспортной иммобилизации

Правила наложения транспортных шин при различных травмах

К транспортной иммобилизации

Понятие о транспортной иммобилизации, показания

Информационный материал

Иммобилизация – создание неподвижности (покоя) при различных повреждениях или заболевания. Происходит этот термин от латинского слова immobilis – «неподвижный».

Иммобилизация может быть постоянная или длительная, когда соответствующую иммобилизующую повязку накладывают на срок, необходимый для сращения перелома или заживления обширной раны. Это – лечебная иммобилизация.

В тех случаях, когда иммобилизация осуществляется на срок, необходимый для эвакуации (транспортировки) пострадавшего с места получения травмы в лечебное учреждение, где ему будет оказана квалифицированная или специализированная хирургическая (травматологическая) помощь, это – транспортная иммобилизация.

Лечебная иммобилизация выполняется в специализированных стационарах врачами-специалистами: хирургами-травматологами, ортопедами.

Транспортная иммобилизация производится на месте происшествия медицинским работником или в порядке само- и взаимопомощи.

Показания к транспортной иммобилизации.

Транспортная иммобилизация показана при переломах костей, повреждениях суставов, ранении крупных кровеносных сосудов и нервов, обширных повреждениях мягких тканей, ожогах и острых воспалительных заболеваниях на конечностях, когда смещение тканей в области патологического очага при транспортировке пострадавшего может привести к усилению (утяжелению) процесса и ухудшению состояния пациента.

Таким образом, транспортная иммобилизация способствует предупреждению:

1. Развития травматического шока;

2. Возможности превращения закрытого перелома в открытый;

3. Развития инфекции в ране;

4. Возможности первичного или вторичного кровотечения из раны;

5. Повреждения крупных кровеносных сосудов и нервных стволов.

Кроме того, транспортная иммобилизация создает условия для покоя пострадавшей конечности и тем самым содействует быстрейшему излечению и восстановлению трудоспособности больного.

Решение этих задач возможно только при хорошем знании особенностей тех или иных травматических повреждений и технических приемов использования различных иммобилизующих средств, а также основных правил выполнения транспортной иммобилизации.

При выполнении транспортной иммобилизации соблюдаются два основных принципа: создание наружной фиксации и вытяжение поврежденного сегмента конечности.

При наложении средств транспортной иммобилизации должны соблюдаться следующие правила:

1. Иммобилизация поврежденной части тела должна проводиться по возможности в ранние сроки после травмы.

2. Чем раньше произведена иммобилизация, тем меньше травмируется ткани в области повреждения. Соответственно меньше выражена реакция организма на травму – как общая, так и в месте повреждения: менее вероятно развитие шок, кровотечения, гнойных осложнений.

3. Однако следует помнить, что при осуществлении транспортной иммобилизации не следует спешить. Она должна быть выполнена основательно, спокойно, с соблюдением определенного порядка действий.

Последовательность при выполнении иммобилизации должна слагаться из оценки локализации и характера повреждения, анализа наличия средств иммобилизации (табельных или подручных), характера одежды пострадавшего и наличия помощника для выполнения приемов иммобилизации.

4. Все манипуляции должны быть продуманными, выполняться спокойно, без рывков, дерганий. Грубое действие при наложении транспортной иммобилизации может ухудшать состояние пострадавшего.

5. Пред наложением иммобилизующей повязки или шины пострадавшему необходимо ввести подкожно или внутримышечно обезболивающее средство (морфин, промедол, пантопон).

6. Выполнение иммобилизации требует определенных манипуляций на поврежденном участке тела. Конечность, например, требуется приподнять, устранить резкое смещение по оси конечности в поврежденном сегменте, уложить на шину, прибинтовать шину.

Все эти процедуры весьма болезненны, если не произведено соответствующее местное или общее обезболивание. Наиболее доступным методом является подкожное введение обезболивающих средств. Следует учитывать, что действие обезболивающего препарата наступает только после его поступления в кровоток, т.

е. после всасывания. Для этого при подкожном введении требуется 5-7 мин. До наступления обезболивающего эффекта манипуляции по наложению шины недопустимы. Общий обезболивающий эффект быстрее наступает при введении раствора промедола, пантопона внутривенно.

Несмотря на проведенное обезболивание, все манипуляции должны быть щадящими или острожными.

7. Местное обезболивание области закрытого перелома может быть осуществлено путем введения 1 % раствора новокаина в область перелома.

8. Транспортные шины накладывают, как правило, поверх обуви и одежды. Раздевание пострадавшего наносит дополнительную травму, и этого следует по возможности избегать.

9. Перед наложением гибким шинам придают форму, соответствующую контурам конечности (моделируют) на здоровой конечности, а затем переносят на больную.

10. При наложении шин транспортной иммобилизации необходимо захватывать два сустава – выше и ниже места повреждения. Исключения – перелом бедра и плеча – три сустава.

11. При наложении шин на обнаженную конечность следует защитить костные выступы (лодыжки, гребни подвздошных костей, надмыщелки плеча) ватной прокладкой.

12. Длительное сдавление мягких тканей жесткими шинами или отдельными деталями вызывает пролежки, омертвление ткани, что в последующем может значительно осложнить течение перелома или обширной раны.

13. При наличии открытого перелома на рану накладывают асептическую повязку и лишь после этого прибинтовывают транспортную шину.

14. При необходимости применения кровоостанавливающего жгута последний накладывают на конечность до осуществления иммобилизации и таким образом, чтобы его можно было снять, не нарушая полностью иммобилизации, и чтобы он был виден во время транспортировки.

15. Наложенный жгут нельзя закрывать повязкой, располагая над ним туры бинта. Наличие у раненого жгута на конечности должно быть четко и ярко обозначено с указанием времени наложения. Обычно это делают с помощью записки, которую прикрепляют к шине или повязке на конечности.

16. Нельзя накладывать металлические шины без достаточного предварительного обертывания их ватой и марлей или заранее заготовленными ватно-марлевыми прокладками.

17. Это вызвано не только возможностью образования пролежня от сдавления мягких тканей. При транспортировке в зимнее время металлические шины, охлаждаясь, могут вызвать местное отморожение.

18. Конечность с наложенной шиной перед транспортировкой в холодное время должна быть обязательно утеплена с целью профилактики отморожений.

19. В обездвиженной конечности скорость кровотока замедлена, количество поступающей в конечность крови меньше и возможность отморожения во много раз больше, чем движущейся, работающей конечности.

Источник: https://studopedia.su/11_40022_osnovnie-pravila-transportnoy-immobilizatsii.html

1.1. Первая медицинская помощь при переломах бедра. Общие правила наложения шин

Правила наложения транспортных шин при различных травмах

Травмы бедра, как правило, сопровождаются значительной кровопотерей. Даже при закрытом переломе бедренной кости кровопотеря в окружающие мягкие ткани составляет до 1,5 литров. Значительная кровопотеря способствует частому развитию шока.

Основные признаки повреждений бедра:

  • боль в бедре или суставах, которая резко усиливается при движениях;
  • движения в суставах невозможны или значительно ограничены;
  • при переломах бедра изменена его форма и определяется ненормальная подвижность в месте перелома, бедро укорочено;
  • движения в суставах невозможны;
  • отсутствует чувствительность в периферических отделах ноги.

Лучшая стандартная шина при повреждениях, бедра — это шина Дитерихса.

Иммобилизация будет более надежной если шину Дитерихса дополнительно к обычной фиксации укрепить гипсовыми кольцами в области туловища, бедра и голени (рис. 1). Каждое кольцо формируют накладывая по 7-8 циркулярных туров гипсового бинта. Всего 5 колец: 2 – на туловище, 3 – на нижней конечности.

При отсутствии шины Дитерихса, иммобилизацию выполняют лестничными шинами.

Рис. 1. Транспортная иммобилизация шиной

Дитерихса фиксированной гипсовыми кольцамиИммобилизация лестничными шинами.

Для выполнения обездвиживания всей нижней конечности необходимо четыре лестничных шины длиной 120 см каждая, если шин недостаточно возможно осуществить иммобилизацию тремя шинами. Шины должны быть тщательно обмотаны слоем серой ваты необходимой толщины и бинтами.

Одна шина выгибается по контуру задней поверхности бедра, голени и стопы с формированием углубления для пятки и мышцы голени. На участке, предназначенном для подколенной области, выгибание выполняют таким образом, чтобы нога была незначительно согнута в коленном суставе.

Нижний конец изгибают в форме буквы « Г», чтобы фиксировать стопу в положении сгибания в голеностопном суставе под прямым углом, при этом нижний конец шины должен захватывать всю стопу и выступать за кончики пальцев на 1-2см.

Две другие шины связывают вместе по длине, нижний конец Г-образно изгибают на расстоянии 15-20 см от нижнего края. Удлиненную шину укладывают по наружной поверхности туловища и конечности от подмышечной области до стопы.

Нижний загнутый конец охватывает стопу поверх задней шины, что предупреждает отвисание стопы. Четвертую шину укладывают по внутренней боковой поверхности бедра от промежности до стопы.

Нижний конец ее также изгибают в форме буквы «Г» и заводят за стопу поверх загнутого нижнего конца удлиненной наружной боковой шины. Шины укрепляют марлевыми бинтами (рис. 2).

Точно также, при отсутствии других стандартных шин, как вынужденная мера, нижнюю конечность можно иммобилизировать фанерными шинами.

При первой возможности лестничные и фанерные шины должны быть заменены шиной Дитерихса.

Рис. 2. Транспортная иммобилизация лестничными шинами при повреждениях бедра

Ошибки при иммобилизации всей нижней конечности лестничными шинами:

  1. Недостаточная фиксация наружной удлиненной шины к туловищу, что не позволяет надежно обездвижить тазобедренный сустав. В этом случае иммобилизация будет неэффективной.
  2. Плохое моделирование задней лестничной шины. Отсутствует углубление для икроножной мышцы и пятки. Отсутствует изгиб шины в подколенной области, в результате чего нижняя конечность обездвиживается полностью выпрямленной в коленном суставе, что при переломах бедра может привести к сдавлению костными отломками крупных сосудов.
  3. Подошвенное отвисание стопы в результате недостаточно прочной фиксации (отсутствует моделирование нижнего конца боковых шин в виде буквы «Г»).
  4. Недостаточно толстый слой ваты на шине, особенно в области костных выступов, что может привести к образованию пролежней.
  5. Сдавление нижней конечности при тугом бинтовании.

Иммобилизация подручными средствами. Выполняется при отсутствии стандартных шин.

Для обездвиживания используют деревянные рейки, лыжи, ветки и другие предметы достаточной длины, чтобы обеспечить обездвиживание в трех суставах поврежденной нижней конечности (тазобедренном, коленном и голеностопном).

Стопу необходимо установить под прямым углом в голеностопном суставе и применить прокладки из мягкого материала, особенно в области костных выступов (рис. 3).

Рис. 3. Транспортная иммобилизация подручными средствами при повреждениях бедра: а – из узких досок; б – при помощи лыж и лыжных палок.

В тех случаях, когда отсутствуют какие-либо средства для осуществления транспортной иммобилизации, следует применить метод фиксации «нога к ноге». Поврежденную конечность в двух-трех местах связывают со здоровой ногой (рис.

4 а), либо укладывают поврежденную конечность на здоровую и также связывают в нескольких местах (рис. 4 б).

Рис. 4. Транспортная иммобилизация при повреждении нижних конечностей методом «нога к ноге»: а – простая иммобилизация; б – иммобилизация с легким вытяжением

Иммобилизация поврежденной конечности методом «нога к ноге» должна быть заменена на иммобилизацию стандартными шинами при первой возможности.

Эвакуация пострадавших с повреждениями бедра осуществляется на носилках в положении лежа. Для предупреждения и своевременного выявления осложнений транспортной иммобилизации необходимо следить за состоянием кровообращения в периферических отделах конечности. Если конечность обнажена, то следят за окраской кожи.

При неснятой одежде и обуви необходимо обращать внимание на жалобы пострадавшего. Онемение, похолодание, покалывание, усиление боли, появление пульсирующей боли, судороги в икроножных мышцах являются признаками нарушения кровообращения в конечности.

Необходимо немедленно расслабить или рассечь повязку в месте сдавления.

Читать полный конспект Первая медицинская помощь при переломах костей конечностей

Источник: https://plankonspekt.ru/articles/pervaya-meditsinskaya-pomoshch-pri-perelomakh-bedra-obshchiye-pravila-nalozheniya-shin.html

В ТОГБУЗ «ГКБ им. Арх. Луки г. Тамбова» 29 мая состоялось очередное занятие в Школе практического мастерства на тему «Иммобилизация переломов. Мягкая повязка Дезо».

Медицинская сестра отделения неотложной травматологии и ортопедии Орлова Инна Владимировна представила коллегам теоретическую часть занятия. Медицинская сестра перевязочная Кожевникова Лилия Александровна наглядно продемонстрировала коллегам технику наложения шины Крамера при различных видах переломов и мягкую повязку Дезо.

На протяжении всей жизни каждый человек сталкивается с различными травмами. Они возникают в самых разных ситуациях, и могут нести различные последствия. Поэтому оказание первой помощи потерпевшему имеет очень большое значение не только для его здоровья, но и для сохранности его жизни.

Чтобы правильно оказать первую помощь при переломах, и не совершить ошибку в выборе действий, стоит познакомиться с понятием «иммобилизация».

Иммобилизация (от лат. immobilis – неподвижный) – создание неподвижности (покоя) повреждённой или больной части тела, обычно конечности или позвоночника. Иммобилизация предупреждает повреждение сосудов, нервов и других тканей подвижными отломками костей и создаёт условия для их костного сращения, а также имеет большое значение для уменьшения болей, предупреждения шока.

Показания к иммобилизации:– переломы костей;– вывихи;– повреждения суставов, нервов, сухожилий, связок;– обширные повреждения мягких тканей;– повреждения крупных сосудов;– острые воспалительные процессы в тканях конечностей;– синдром длительного сдавления;

– наложение кровоостанавливающего жгута на конечность.

Различают транспортную и лечебную иммобилизации.

Транспортная иммобилизация – временное создание максимального покоя повреждённому участку тела или органу на время транспортировки больного в лечебное учреждение.

Виды транспортной иммобилизации: – аутоиммобилизация (для иммобилизации используют здоровые участки тела пациента):1) при повреждении верхней конечности её необходимо прибинтовать к туловищу или фиксировать косынкой; 2) при повреждении нижней конечности её фиксируют к здоровой.– иммобилизация с помощью подручных средств (с целью иммобилизации используются фанера, доски, куски картона, палки, лыжи и др.);

– иммобилизация с помощью стандартных шин.

Стандартные шины делятся на фиксационные и дистракционные. Фиксационные шины создают неподвижность повреждённого участка. К ним относятся лестничные шины Крамера, фанерные шины, сетчатые, пневматические.

Дистракционные шины обеспечивают фиксацию и вытяжение. К ним относится шина Дитерихса, которая используется для транспортной иммобилизации пациентов с переломами бедра, единственная из шин, с которой возможно осуществлять вытяжение костных фрагментов по длине.

Существуют основные правила наложения транспортных шин:1. Транспортная иммобилизация должна быть произведена как можно раньше после момента повреждения.2. Перед проведением транспортной иммобилизации следует провести обезболивание (общее или местное), остановить кровотечение при открытом переломе, на рану наложить асептическую повязку.3.

Повреждённому участку надо придать среднефизиологическое положение.4. Транспортная шина, помимо места перелома конечности, должна обеспечить иммобилизацию как минимум ещё двух смежных суставов, а при повреждении плеча и бедра – трех.

При повреждении бедра иммобилизируются тазобедренный, коленный и голеностопный суставы, при повреждении плеча – плечевой, локтевой, лучезапястный.5. Транспортные шины надо накладывать поверх одежды и обуви.

Это позволяет избежать дополнительной травматизации повреждённого сегмента при раздевании пострадавшего, а одежда или обувь выполняют роль дополнительных прокладок между кожей и шинами.6. Перед наложением шина должна быть отмоделирована по здоровой конечности.

7. Фиксацию шины необходимо начинать с места повреждения.

Наиболее широкое применение для транспортной иммобилизации получили универсальные шины Крамера, приготовленные из проволоки разной толщины, обладающие лёгкостью, большой прочностью и гибкостью, что позволяет придавать им любую форму. Благодаря простоте и лёгкости наложения они незаменимы для временной иммобилизации при переломах конечностей.

Конструкция шин непрерывно совершенствуется и в настоящее время для изготовления транспортных шин используются различные материалы, в том числе синтетические (пластмассы и полимеры).

Медицинская пневматическая (надувная) шина представляет собой воздухонепроницаемую двухслойную плёночную оболочку. Складные транспортные шины для верхних и нижних конечностей (выполнены из листового пластика, ткани ПВХ, сотового пропилена, стропа) просты, удобны и надёжны в обращении, снабжены ремнями с застёжками, водонепроницаемы.

Под лечебной иммобилизацией понимают длительное обездвиживание повреждённого сегмента тела до восстановления его целостности.Для иммобилизации в лечебных целях наиболее часто используютлонгетные и циркулярные гипсовые повязки.

Лонгетные гипсовые повязки хорошо моделируются, плотно и равномерно прилегают к телу, быстро твердеют, просто снимаются и могут быть наложены в любых условиях. Они охватывают конечность в виде желоба, позволяют достичь прочной фиксации и очень удобны в остром периоде травмы.

В некоторых случаях, когда необходима более жесткая фиксация, лонгетную повязку после уменьшения отёка переводят в циркулярную.

В настоящее время используют материалы нового поколения – полимерные иммобилизирующие бинты, их также называют «пластиковые гипсы».

К методам лечебной иммобилизацииотносится и известный метод компрессионно-дистракционного остеосинтеза. Сущность его заключается в том, что с помощью специальных аппаратов и спиц создается взаимное давление или растяжение костных фрагментов, а также их фиксация до сращения перелома. У нас, в качестве этого метода, используются аппараты Волкова – Оганесяна и Илизарова.

При амбулаторных травмах плечевого пояса и верхней конечности для лечения широко используют мягкую и гипсовую повязку Дезо. Эта повязка названа в честь французского хирурга Пьера Дезо, жившего во второй половине 18 века. Именно этот врач изобрёл повязку для фиксации руки. На практике повязка широко используется при вывихе плеча, переломе плечевой кости, ключицы, лопатки.

Сегодня самым популярным иммобилизирующим методом фиксации верхней конечности является ортопедический бандаж на плечевой сустав.Он, в отличие от мягкой повязки Дезо, позволяет просто и эффективно зафиксировать руку в правильном положении, удобен в использовании, что позволяет пациентам чувствовать себя более комфортно весь период лечения.

Огромное значение при оказании первой помощи при травмах имеют профессиональные знания и практические навыки медицинского работника.

Источник: https://gkb-luki.tmbreg.ru/news/755-immobilizatsiya-perelomov

ЛекарьТут 24/7
Добавить комментарий